|
Странные
и
даже
во
многом
забавные
педальные
аппараты,
только
появившись,
быстро
завоевали
дороги
зарубежных
стран.
Первый
веломобиль
в
Москве
и,
наверное,
в
России,
создал
30
лет
назад,
в
1976 году,
конструктор
В.
Ульяновский
- впоследствии
организатор
и
председатель
Московского
КЭБ.
Его
статьи
о
биотранспорте
тогда
можно
было
встретить
во
многих популярных
журналах
страны,
а
сюжеты
о
веломобилях
неоднократно
появлялись
в
очень
известной
и
пользовавшейся
большой
популярностью
передаче
В.
Соловьева
«Это
вы
можете».
В
первой
статье
мы
знакомим
вас
с
материалами
об
истории
веломобилей.
КЭБ -
ДОРОГА ДЛИНОЙ В 20 ЛЕТ
Расхожее
мнение
о
том,
что
«новое
-
это хорошо
забытое
старое»
к
веломобилю
никак
не
относится
. Он
еще
молод.
Веломобилю
у
нас
в
стране
исполнилось
всего
тридцать
лет.
Толчком
для
энтузиастов
- конструкторов
в
середине
семидесятых
годов
прошлого
века
стало
появившееся
в
печати,
сообщение
о
предсерийном
образце
необычного
педального
экипажа
с
высоким
к.п.д.
привода
- «Педикара»
американца
Роберта
Лоудена
Бундшуха.
Перспективы
развития
нового
вида
экологически
чистых
транспортных
средств
- легких
конструкций
приводимых
в
движение
усилием
мускулов
человека
и
изготовленных
из
современных
легких
и
прочных
материалов,
казались
безграничны.
Одними
из
первых
в
Советском
Союзе
за
создание
опытных
образцов
педального
транспорта,
получившего
у
нас
в
стране
название
веломобиль,
взялись
студенты
Вильнюсского
инженерно-строительного
института
под
руководством
доцента
Витаса
Довиденаса.
В это
же
время
харьковчанин
Юрий
Стебченко
изготовил
свою
трехколесную
«Виту»
с
кузовом
(в
1975 году),
появившись
на
экранах
в
легендарной
передаче
«Это
Вы
можете»,
она
стала
известна
миллионам
телезрителей
страны.
Спустя
год
по
магистралям
столицы
побежал
двухместный
складной
веломобиль
«Колибри-35».
В
Литве
были
созданы
и
первые
скоростные
спортивные
веломобили
с
аэродинамическими
обтекателями.
Первыми
поддержку
интересному
начинанию
оказали
журнал
«Moделист
- конструктор»
(член
редколлегии
Б.
Ревский-
давний
приверженец
велотематики),
и
телепередача
«ЭВМ»
с
ее
бессменным
ведущим
Владимиром
Соловьевым.
Публикация
сначала
статьи
о
«Вите»,
а
затем
и
обзорной
статьи
о
веломобильном
транспорте
«...Вам
нужен
веломобиль?»
вызвала
много
откликов.
С
1984 года
статьи
о
проблемах
современных
педальных
машин
стали
появляться
в
журнале
«Техника-молодежи»,
а
затем
и
в
«ИРе».
Главный
редактор
«ИРа»
Станислав
Грачев
взял
информационное
шефство
над
нарождающимся
видом
транспорта.
Интерес
к
веломобилю
и
прежде
всего
энтузиастов-конструкторов,
нарастал
с
каждым
годом.
Ширился
спектр
новых
схем
веломобилей
и
перед
создателями
педальной
техники
вставали
одна
за
другой
проблемы:
компоновочных
схем,
эргономики,
создания
эффективных
приводов
и
многие
другие
вопросы.
Обменяться
опытом,
поделиться
задумками
энтузиасты
биотранспорта
могли
в
Литве,
на
ежегодных
двухдневных
велофестивалях
проводившихся
в
гостеприимном
городе
Шауляе.
Фестиваль
проходил
в
конце
мая,
с
1983
года
в
течение
шести
лет.
Появился
интерес
к
веломобилям
и
у
профессионалов.
Некоторые
предприятия
страны
рассматривали
возможность
выпуска
веломобилей,
были
проведены
опытно-конструкторские
работы.
В
МАДИ
под
руководством
профессора
А.Нарбута
группа
студентов
в
1982-84 гг.
разработала
и
изготовила
несколько
образцов
спортивных
веломобилей.
Здесь
же
в
рамках
научно-технических
конференций
института
выступали
со
своими
сообщениями
и
энтузиасты
биотранспорта.
Летом
1985 года
в
Москве,
на
Xll-ом
Всемирном
фестивале
молодежи
и
студентов,
удалось
организовать
первую
выставку
лучших
веломобилей
страны,
что
во
многом
способствовало
популяризации
безмоторного
транспорта.
Наконец,
14 мая
1986 года
был
образован
Московский
клуб
энтузиастов
биотранспорта
(КЭБ),
объединивший
сотни
приверженцев
«мускулоходов»
со
всего
Советского
Союза.
Членами-корреспондентами
клуба
стали
и
энтузиасты
из
других
стран.
Соучредителями
клуба
выступили
редакция
журнала
«Изобретатель
и
рационализатор»
и
Всесоюзная
научно-исследовательская
лаборатория
по
туризму
и
экскурсиям
(ВНИЛТЭ).
Поддержку
в
становлении
клуба
оказали
редакции
молодежных
программ
Центрального
телевидения
и
журнала
«Моделист-конструктор»,
а
так
же
МГК
ВЛКСМ.
Ежегодные
фестивали-смотры
веломобилей
«Золотое
кольцо»,
организованные
Московским
КЭБом
были
хорошей
школой
обмена
опытом,
своеобразным
полигоном
для
испытания
велоконструкций.
Здесь
впервые
стали
проводится
соревнования
веломобилей
с
фиксацией
времени
похождения
мерной
дистанции,
в
том
числе
и
с
помощью
современной
аппаратуры.
Московский
КЭБ
организовал,
наверное
единственные
в
мире,
зимние
массовые
соревнования
веломобилей.
Только
в
феврале
1987 года
на
«Зимнюю
гонку
КЭБ»
съехались
около
120 участников
со
всей
страны.
По
инициативе
Московского
клуба
в
1987
году
была
образована
секция
веломобилей
при
Госкомспорте
СССР,
которую
возглавил
член
КЭБ
Е.Черных.
С
1988 года
секцией
начали
фиксироваться
официальные
спортивные
достижения.
Первым
рекордсменом
страны
стал
Владимир
Смирнов
из
г.
Белореченска.
Московский
КЭБ
- организатор
и
участник
многих
веломобильных
пробегов
по
стране
и
за
рубежом.
В
конце
1986 года
вышла
книга
«Веломобили»
В.
Довиденаса
- почетного
члена
Московского
КЭБ,
в
которой
автор
обобщил
прежде
всего
свой
опыт
создания
биотранспорта.
Члены
Московского
КЭБ
участвовали
во
всех
соревнованиях
и
смотрах,
проводившихся
в
стране.
В
1989 году
сборная
команда
клуба
выехала
на
международные
соревнования
веломобилистов
в
г.
Серадз
(Польша), где
наши
спортсмены
впервые
были
на
одной
дорожке
с
таким
моделями-эталонами
веломобилей,
как
европейская
версия
«Вектора».
В
клубе
работала
единственная
в
стране,
постоянно
действующая
выставка
веломобилей,
а
в
последние
годы
был
организован
и
прокат
веломобилей,
т.е.
фактически
натурные
испытания
их
различных
схем.
В
1985 году
московский
КТМК
изготовил
опытную
серию
из
пяти
веломобилей,
но
первая
в
стране
промышленная
партия
из
50 одноместных
веломобилей
«Рига-1»была
выпущена
в
1987 году
Рижским
опытным
заводом
гражданской
авиации
(конструктор
В.
Швец).
В
следующем
году
в
Новгороде
появились
многоместные
веломобили-конструкторы
серии
«НАТАША»
(председатель
Новгородского
КЭБ
и
руководитель
проекта
проф.
В.
Щеголев).
Значимыми
событиями
для
энтузиастов
стали
организованные
под
эгидой
журнала
«Техника-молодежи»
Всесоюзные
смотры
-конкурсы
и
соревнования
веломобилей,
состоявшиеся
в
1988 году
в
г.
Новгороде
и
в
1990 году
в
г.
Полтаве,
а
также
велофестиваль
посвященный
200-летию
города,
проведенный
на
юге
Украины
в
Николаеве
усилиями
городского
КЭБ
(председатель
А.Магда).
Опыт
Московского
КЭБ
был
воспринят
и
в
других
городах.
Такие
же
клубы
были
образованы
и
активно
действовали
в
городах
Новгороде,
Тольятти,
Ленинграде,
Ижевске,
Николаеве
и
других.
В
1988 году
в
Самаре,
клубы
городов
объединились
в
Ассоциацию
КЭБ
СССР.
Но,
к
сожалению,
распад
страны
и
трудности
последующих
лет
разрушили
налаженные
связи
и
несколько
охладили
творческий
порыв
энтузиастов
биотранспорта.
Московский
КЭБ
продолжал
работать,
продержался
еще
несколько
лет
и
приостановил
свою
деятельность
только
в
1993 году.
На
тот
период
было
документально
известно
об
изготовлении
энтузиастами
страны
(как
профессионалами,
так
и
самодеятельными
конструкторами)
более
трех
сотен
оригинальных
веломобилей.
Еще
о
двухстах
пятидесяти
имелись
достоверные
сведения.
Так,
что
можно
предположить,
что
общий
парк
веломобилей
составлял
до
тысячи
единиц.
В
этот
бесценный
коллективный
опыт
внес
свой
творческий
вклад
и
Московский
клуб.
В
состав
первого
Совета
КЭБ
входили
энтузиасты,
которые
создавали
и
сам
клуб
и
первые
веломобили:
В.
Каменщиков,
В.
Никитин,
Г.
Стерхов,
С.
Пономарев,
А.
Лигерман,
А.
Пополов,
Н.
Сатаров,
И.
Николаев,
Б.
Яковлев,
Н.
Терентьев
и
др.
Среди
этих
веломобилей
есть
такие,
которые
на
многие
годы
стали
образцом
для
подражания,
а
схемы-эталоны
вправе
называться
именем
автора,
как,
например,
«Велотрон»
члена
Московского
КЭБ
полтавчанина
В.
Мазурчака
или
двухместный
веломобиль
схемы
Г.
Суткуса
из
г.
Шауляя,
тоже
члена
нашего
клуба.
Но
быстро
бежит
время.
И,
трудно
в
это
поверить,
сегодня
исполняется
двадцать
лет
с
момента
образования
Московского
КЭБ.
И
уже
другие
энтузиасты
биотранспорта
выходят
на
старты
соревнований,
создают
свои
объединения,
разрабатывают
новые
конструкции
веломобилей.
На
Международную
выставку
«Архимед»,
которая
проходила
в
Выставочном
комплексе
парка
«Сокольники»
в
конце
марта,
я
отправился
познакомиться
именно
с
такими
образцами.
Смотрел
на
отличную
конструкцию
трехколески
со
всеми
ведущими
колесами
московского
ООО
«Трайк»,
а
перед
глазами
эта
же
схема,
воплощенная
в
1986 году
в
изящном
веломобиле
«Этюд-2»
Виктором
Никитиным
или
аналоги
- полноприводные
педальные
вездеходы
Евгения
Каргина
из
Казани,
которые
он
продемонстрировал
на
шауляйском
велофестивале-87.
Окинул
взглядом
расположившийся
рядышком
двухколесный
веломобиль
москвича
Алексея
Журкова
и
сразу
вспомнил.
На
своем
таком
же,«Кузнечике»
с
подрессоренным
задним
колесом
на
велофестивале
«Золотое
кольцо-89»
энтузиаст-конструктор
из
Клайпеды
Никита
Ватин
катался
по
лестницам
ЦПКиО
им.
Горького.
Уходя
с
выставки
из
Сокольников,
взял
проспект
фирмы
«Трайк».
На
нем
грузовой
веломобиль:
ящик,
к
нему
приделаны
задние
опорные
колеса,
сидение
с
удобной
спинкой,
привод
на
переднее
управляемое
колесо,
руль.
Все
съемное
и
убирается
в
ящик-кузов.
Готов
спорить
этот
же
веломобиль
привозил
в
Шауляй
в
1987 году
Никита
Ватин,
за
что
и
получил
главный
приз!
Все
повторяется.
Или,
все-таки
новое,
хорошо
забытый
веломобиль?
С
юбилеем
Московского
клуба
энтузиастов
биотранспорта,
Друзья!
Генеральный
директор
Агентства
по
распространению
экологически
чистых
транспортных
средств
Вениамин
УЛЬЯНОВСКИЙ
P.S.
Да.
мне
удалось
сохранить
все
документы
фотоархив,
печать,
расчетный
счет
и
паспорт
Московского
КЭБ.
Текст
перепечатан из журнала "Инструментальный
мир" №2(15) - 2006г.
Полезные
ссылки:
http://keeper523.chat.ru/cycle.htm
- Веломобиль "Букашка"
|